СТИЛИ "МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ" МУЗЫКИ

МОЯ ЛЮБИМАЯ МУЗЫКА

МОИ СТИХИ И ГИТАРНАЯ ИГРА

НАПИШИТЕ МНЕ ПИСЬМО!

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ENGLISH VERSION IS HERE


Ниже сделана попытка классификации стилей музыки, в которых ключевым инструментом выступает электрогитара, звук которой обрабатывается (искажается) с помощью специальных электронных приспособлений ("примочек"). Были изучены и обобщены многие подобные работы. При написании статьи я старался быть беспристрастным к тому или иному направлению музыки; но, если интересно, скажу, что мне нравятся все эти стили (особенно heavy metal, hard rock), кроме death- и black-metal. С удовольствием  отвечу на ваши вопросы и прислушаюсь к возможным замечаниям.

 

 

ХАРД-РОК (HARD ROCK)

 

К концу 60-х "молодежные революции" уже практически отгремели, но осталась масса нерастраченной юношеской энергии, требовавшей выхода - его предложил хард-рок (hard-rock). Этот стиль следует отнести к числу самых ортодоксальных, мейнстримных направлений рок-музыки, генетически связанных с блюзовой "праосновой". От блюза хард-рок перенял своеобразный "генетический код" - композиционно-гармоническую схему, лад, манеру интонирования, которые в хард-роке, впрочем, были значительно "опрощены" белыми исполнителями. Непосредственными предшественниками хард-рока стали британский блюз-рок и рок-н-ролл. Музыкальный размер хард-рока – обычно 4х4. Пионерами хард-рока были такие английские группы, как Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep. Многие относят к этому стилю легендарных Led Zeppelin, которые, действительно способствуя в большой мере развитию стиля, по сути, являлись хард-блюзом (hard-blues). В недрах прото-харда совершенствовалась техника изложения и развития музыкального материала с помощью повторяемых гитарных ритмоинтонационных формул, ритмических рисунков - так называемых риффов (riffs).

Одним из "опознавательных знаков" хард-рока стал его саунд (sound). Группы в основном состоят из четырех-пяти человек (ритм-гитарист, который мог быть одновременно и вокалистом, соло-гитарист, бас-гитарист, часто клавишник и, конечно, ударник). Солисту подпевают остальные музыканты. Песни в основном строятся по схеме: "куплет-припев-куплет-припев-соло-припев". Особое внимание уделяется вокальным данным, ценятся "дрожащие" голоса. Поначалу хардовые гитаристы, пытаясь выделить свой звук, сделать его неповторимым и внести в саунд тяжесть, просто перегружали (overdrive) свои ламповые усилители, что приводило к удлинению звучания извлекаемых звуков и характерному "жужжанию" гитары. Потом, в конце 70-х, появились специальные гитарные эффекты, включаемые ногой, - педали, известные как overdrive, distortion и т.д. Хотя для харда характерно и довольно частое использование акустических гитар, особенно в медленных лирических вещах (балладах). По мере своей эволюции хард-рок утяжелял звучание, все большую роль стала играть ритм-гитара, а не соло, как в начале становления стиля, уменьшалось или сводилось на нет присутствие клавишных. Некоторые группы (Judas Priest, Saxon, Sinner) переключались на хэви-метал.

Ломающий устоявшиеся стереотипы музыкального восприятия, привычные ориентиры в организации звукового пространства, хард-рок требовал определенной слуховой перестройки, даже решимости для вхождения в новую аудиосреду. Этому стилю было тесно в клубах и на небольших концертных площадках, он тяготел к большой сцене, стадионам, огромным звукоусилительным порталам, массовой аудитории, которая стремилась сплотиться в едином порыве и одновременно отделить себя от окружающего мира своеобразным "звуковым шатром". Звучание хард-рока отличалось заметной тяжестью, высокой плотностью, гипертрофией громкостно-динамических характеристик, усилением метроритмического начала, становившегося жесткой основой для виртуозной импровизации. Королевой хард-рока стала электрогитара, послушная беглым пальцам вдохновенных "гитарных героев". Энергетика хард-рока - по большей части экстремально-экстатического, обостренно-трагического свойства - чаще всего воплощалась в поэтических образах героики, мистики, темах социального неравенства и неразделенной любви; позднее, в конце 70-х и в 80-е годы главной темой хардовой лирики стала любовь счастливая и легкая.

В дальнейшем судьба хард-рока была непростой, однако он смог пережить и "интервенцию" на рок-сцену панка и диско, и наступление пост-панка и "новой волны" на рубеже 70-80-х, и "половодье" электронно-танцевальных стилей в конце 80-х - 90-е гг., и даже вторжение гранджа на рубеже 90-х. Это свидетельствует о неубывающей популярности хард-роковых идей, его устойчивости и жизнеспособности как одного из мейнстримных типовых стилей рок-музыки. Именно хард-рок дал множество новых музыкальных идей, красивейших уникальных мелодий и так любимых всеми лирических баллад (особенно прославились в этом Scorpions).

Свое продолжение хард-рок получил в стиле хэви-метал (heavy metal). Иногда выделяют стиль хард-н-хэви (hard'n'heavy), в который включают группы, играющие тяжелый хард-рок, уже почти хэви (Def Leppard, Twisted Sister, Bonfire, Motley Crue, Guns n'Roses). В рамках хард-рока выделяют также хард-рок-н-ролл (hard-rock'n'roll); это тот же рок-н-ролл, исполняемый с хардовым саундом (AC/DC, Kiss, Motorhead, ранние Saxon). Говорят также о глэм-металле (glam-metal), подразумевая под этим "пестрый" имидж хард-рокеров, но этот термин не характеризует исполняемую музыку, поэтому является просто лишним в классификации стилей.

 

Лучшие группы:

SCORPIONS (Германия)

KISS (USA)

BLACK SABBATH (Англия)

DEEP PURPLE (Англия)

URIAH HEEP (Англия)

NAZARETH (Англия)

AC/DC (Австралия)

MOTLEY CRUE (USA)

TWISTED SISTER (USA)

DEF LEPPARD (Англия)

AEROSMITH (США)

KINGDOM COME (США)

BONFIRE (Германия)

MOTORHEAD (Англия)

GUNS N'ROSES (США)

 

 

 

 

ПАНК-РОК (PUNK ROCK)

 

В 1976 году на авансцену английской музыки вырвались панки (punks). Появление стиля явилось реакцией как на нестабильность общественно-политической обстановки, так и на культивацию материально-семейных ценностей, ставших детерминантой "благополучного" буржуазного общества, в котором с ужасающей скоростью рос разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Это была и реакция на "заакадемизированность" самого рока, терявшего свою бунтарскую сущность, переставшего быть рупором поколения, на аморфность идеалов хиппизма (которые десятилетие назад проповедовали родители юных анархистов). "Нет будущего" ("no future")– один из девизов панк-рокеров, со свойственным им нигилизмом отказавших всем достижениям прошлого в праве на дальнейшее существование и провозгласивших торжество анархии. Разгильдяйско-наплевательское отношение панков к самим себе и к окружающему миру определялось тем, что они не видели возможности позитивных изменений. Их лозунг "no future" (нет будущего) означал, что молодежи ничего не остается, как сгнить вместе с окружающим миром. Способствовало зарождению  музыки панков развитие  индустрии дешевых   электромузыкальных    инструментов. В результате  наличия  свободного  времени  и  легкого  доступа к  современным средствам извлечения звуков стихийно образовалось большое число любительских ансамблей,  ни  на   что  не  претендующих,  кроме  желания   выразить  свое недовольство происходящим. А не нравилось им все, что относилось к поколению их родителей. Само это движение в молодежной среде представляет чрезвычайный интерес для  исследователей,  так как  является индикатором многих глубинных процессов,  происходящих  в обществе.  Музыка  служила  для панков  не менее важным  средством  самовыражения,  самоотделения  от  остального  мира,  чем одежда,  прическа, жаргон и  манера поведения.

Поток грубой, сырой, примитивной музыки обрушился на слушателей со сцены. Главным было не умение играть, а желание самовыражаться: дальше трех-четырех аккордов, гнусавого вокала и сумасшедших темпов дело не шло. Панк возрождал к жизни бушующую энергию рок-н-ролла 50-60-х, но только в куда более экстремистских формах, отрицая и насмехаясь одновременно над "благородной" рок-музыкой – тем же рок-н-роллом, психоделическим роком (psychodelic rock), хард-роком, а позднее и хэви-металлом. По сути, панк был рок-н-роллом, сыгранным очень примитивно и развязно. Группы состояли обычно из гитариста (ритм, никакого соло!), басиста (бас часто был "чистым", без "примочек"), ударника (рок-н-ролльная установка) и вокалиста; впрочем, петь мог и гитарист. Инструменты иногда даже не настраивались, а тех, кто слишком хорошо играл, выгоняли из групп (как это случилось с первым басистом Sex Pistols, одной из первых панк-групп и самой, пожалуй, почитаемой среди них). Язвительность, веселая злость, ярость, боль переполняли музыку Sex Pistols, The Clash, The Damned, Siouxsie & The Banshees, The Stranglers. Тексты полностью соответствовали идеологии панков – анархия, неприязнь, противопоставление себя благополучному обществу. На концертах панк-групп, естественно, творился беспредел; часто играли в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Альбомов панки на первых порах почти не выпускали или выпускали мало.

Вид и образ жизни панков вызывал у добропорядочных людей содрогание (драные джинсы, утыканные булавками кожаные куртки, цепи, болтающиеся вокруг ремня, разноцветные стоящие "ирокезы" на голове или бритые налысо черепа, развязное, хулиганское поведение, провоцировавшее реакцию со стороны полиции; естественно, употребление наркотиков в панк-среде считалось нормой, как и беспорядочные половые связи). Наиболее известны своими похождениями Sex Pistols: в феврале 1979 года их басист Сид Вишез (Sid Vicious), парой месяцев назад зарезавший свою подружку, покончил с собой.

Но уже буквально через год после вторжения на рок-сцену в 1976 году панк был "разрешен", интегрирован шоу-бизнесом, растиражирован поп-индустрией, утерял свой социальный запал, стал просто модой, подмяв под себя на какое-то время рок-музыку. Ведь, несмотря на весь нигилизм, пофигизм и развязность, панк был очень мелодичной и даже приятной довольно легкой музыкой с четким на 4х4 ритмом. "Независимые" хит-парады помещались в глянцевых журналах рядом с поп-чартами, фестивали панк-рока проводились везде и всюду. Панки начали экспериментировать с различными стилями, все большее внимание уделять исполнительской технике, утяжелять саунд. В 1977-78 гг., когда британская панк-истерия стала потихоньку успокаиваться, коммерциализироваться, появился так называемый пост-панк (post-punk)  Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, "грязи", которые выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Саунд пост-панка отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами, со значительной долей различных "искажателей", пост-панк пользовался синтезаторами.

Хардкор (hardcore) - одна из наиболее экстремистских разновидностей американского пост-панка. Хардкор возник в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе как "национальный" ответ на вторжение британского панка. Он отличался еще большей неистовостью, чем панк, его звучание было еще грязнее, барабаны - бешенее, а в основе структуры музыкальной ткани, строящейся на трех "правильных" аккордах, были жесткие и примитивные гитарные риффы. Характерной приметой было резкое ускорение темпа к концу припева или композиции. Вокал, скорее, напоминал крик, чем пение, тексты песен сыпали грубостями и непристойностями. Музыка несла настроение агрессии, анархии, злой энергии. Как правило, хардкоровые команды придерживались имиджа выходцев из рабочего класса (бриджи, футболки, спортивные куртки, кроссовки, кепки) и были крайне политизированы (Bad Religion, Black Flag, The Exploited).

Поп-панк (pop-punk) появился в середине 90-х и стал господствующим течением в "альтернативной" року музыке. Панк стал весьма удобоваримым, причесанным, умытым и напомаженным. От собственно панка осталась только неприкрытая придурковатость его героев, простая, но уже четкая и впечатляющая игра музыкантов. Вокальному искусству по прежнему не уделяется особого внимания. Пионеры этого движения – Off Spring, Green Day - виделись эдакими современными веселыми чуваками, в компании которых не соскучишься. Отличительные черты – громкий гитарный драйв (характерное постоянное "жужжание" гитары), убыстренный темп (звучание ударных выделено) запоминающиеся очень мелодичные хоровые припевчики, простые тексты "про жизнь". Имидж – простые парни (хотя появились и группы с женским вокалом и даже чисто женские), одежды, прически ничем не выдают принадлежность к музыке.

 

Лучшие группы:

SEX PISTOLS (Англия)

OFF SPRING (США)

GREEN DAY (США)

FOO FIGHTERS (США)

 

 

 

 

ГРАНДЖ (GRUNGE)

 

Одним из наиболее заметных явлений "альтернативной" музыки рубежа 80-90-х стал грандж, являющийся одной из ветвей панка, сконцентрировавший в себе все деструктивное, депрессивное, нигилистичное, что только было в панке. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, средний или медленный темп, упрямо-допотопные, но убедительно звучащие и запоминающиеся риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка "гнусавой" окраской и с подобием стона), резкие динамичные контрасты (чередование спокойных легких, без "примочек" и тяжелых, с дисторшн частей в песнях); какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах, грязные волосы до подбородка, расчесанные на прямой пробор (подобие каре) - вот что отличает грандж. Вместе с тем грандж пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранджа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитары нередки стонущие секундовые интонации, диссонантные созвучия.

В середине 80-х грандж начинался как сугубо локальное течение (его родина - американский город Сиэттл). Пионерами данного направления были The Melvins (г. Абердин - Сиэттл). Но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Настоящий триумф гранджа начался с сиэттлской Nirvana, которая стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории музыки. В дальнейшем ее саунд часто копировали.

Впрочем лидер Nirvana Курт Кобейн (Kurt Cobain) вряд ли предполагал, что его песни будут иметь столь оглушительную популярность, и не стремился к ней. Возможно, именно несоответствие "внешнего" статуса его внутреннему мироощущению послужило одной из причин самоубийства этого очень талантливого музыканта (4 апреля 1994 года), хотя не менее вероятными причинами могут быть и наркотическая зависимость, и гомосексуальная ориентация.

 

Лучшие группы:

NIRVANA (США)

SMASHING PUMPKINS (США)

HOLE (США)

SILVER CHAIR (Австралия)

PEARL JAM (США)

SOUNDGARDEN (США)

BUSH (США)

 

 

 

 

ХЭВИ-МЕТАЛ (HEAVY METAL)

 

Эта  музыка  появилась в  конце  70-х - начале 80-х годов с такими английскими командами, как Judas Priest, Saxon, Iron Maiden, Raven, Diamond Head... Это движение было названо "Новая волна британского хэви-металла" (NWOBHM).  Это  не очень быстрая, но довольно тяжелая (по меркам того времени), ритмичная музыка. По сути дела является просто утяжеленным хаpд-pоком, их которого он перенял все лучшее, но с более "пpимоченным" тяжелым  гитаpным саундом, склонными к патетике более акцентированными и яркими мелодиями, практически полным исключением клавишных и "героическим" вокалом, отчего песни звучат как гимны, особенно припевы. Песни строятся в основном по схеме: "куплет-куплет-короткий припев-основной припев-куплет-короткий припев-основной припев-соло-куплет-куплет-припевы".

Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к "железному", лишенному свинга (swing) ритму, жесткому (хотя в некоторых случаях довольно помпезному) звучанию, полифоничной фактуре, более экзальтированной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары (часто использовались две ритм/соло-гитары и бас) и ударные (в арсенале которых появилась "спаренная" бочка). Хэви-металлисты отказывались от гармонической схемы блюза в пользу западноевропейской тональности; охотнее, чем к блюзу, они обращались к музыке барокко, народной песенности, хотя "старый добрый" рок-н-ролл, конечно же, не забывали и очень часто играли, по сути, просто его сильно утяжеленный вариант. Практически каждая хэви-группа имеет в своем репертуаре красивые медленные баллады, звучащие подчас более эффектно, чем хардовые медляки.

В свое время  хэви произвел настоящую революцию в саунде. Тематика песен соответствующая: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи и мифологические мотивы, любовная и стандартная "рок-н-ролльная" лирика. Кроме того, шокировал и имидж музыкантов, подчеркивающий грубое, мужественное, начало (хотя иногда наоборот, выделяющий скрытую женственность): кожаная обтягивающая одежда, железные цепи, длинные волосы, пирсинг, обилие тату и т.д. Кстати, своим рождением хэви обязан группе Judas Priest, которая пришла в металлисты из хард-рока, а имиджем  - кожа (leather) и цепи (chains) – ее же солисту Робу Халфорду (Rob Halford), который и ввел все это в моду на концерте в США в 1978 году; металхэды сразу же разоделись соответствующе. Неизменными атрибутами металлистов стали мотоциклы (символ скорости и мужской сексуальности) и знаменитая "коза" unity, пришедшая из музыки фанк (funk) - кулак с выброшенными указательным пальцем и мизинцем. От хэви-метал пошла также специфическая иконография обложек "металлических" дисков ("ужастики", обнаженная женская натура, технократические мотивы и т.д.), особое "жесткое", "готическое" шрифтовое начертание названий групп.

Аккомпанемент держится на партии ритм-гитары, которая строится на, большей частью, стандартных, очень впечатляющих и запоминающихся риффах на 4х4 или 8х8 с чередованием звуков, извлекаемых на заглушаемых правой рукой открытых 6-ой, 5-ой и 4-ой (в зависимости от тоники песни) струнах и незаглушенных двух звуках соответствующего мажорного аккорда (с таких риффов обычно начинаются типичные вещи хэви). Виртуозное соло дополняет саунд, что требует высочайшего мастерства исполнения.

Пожалуй, хард-рок и хэви-метал – самые любимые стили рок-музыки и на сегодняшний день. Ветераны  хэви большей  частью существуют  и сейчас, продолжая играть в этом стиле, но молодые хэви-метал группы уже почти не образуются, а жаль...

Дальнейшее развитие стиля – с одной стороны спид- и пауэр-метал (speed-, power-metal), с другой – трэш (thrash-metal).

 

Лучшие группы:

JUDAS PRIEST (Англия) – с 1978 г.

IRON MAIDEN (Англия)

SAXON (Англия) – с 1980 г.

ACCEPT (Германия)

U.D.O. (Германия)

MANOWAR (США)

GRAVE DIGGER (Германия)

WARLOCK (Германия)

АРИЯ (Россия)

 

 

 

 

СПИД-МЕТАЛ (SPEED METAL)

 

Очень быстрая, агрессивная музыка. Представляет собой одну из ветвей хэви-металла, его более быстрый и грубый вариант. Вокал обычно "кричащий" (screaming) или немного рычащий (growling); более частая ритмическая сетка (две бочки). Упоp в музыке делается на   ритм-гитаpные партии, исполняемые шестнадцатыми нотами на басовых струнах (часто заглушенных), ударами медиатора по одной струне вверх-вниз. Мелодизма намного меньше, хотя часто можно найти и подлинные шедевры композиторского искусства, как и в хэви (W.A.S.P., Running Wild). Часто к спид-металлу относят первый альбом Metallica, но он скорее должен бы быть отнесен к thrash metal.

 

Лучшие группы:

RUNNING WILD (Германия) – с 1985 г.

W.A.S.P. (США) – с 85 г.

HELLOWEEN (Германия) – 1985 г.

RAGE (Германия) – до 2001 г.

METAL CHURCH (США) – 84 г.

 

 

 

 

ПАУЭР-МЕТАЛ (POWER METAL)

 

Облегченный, причесанный, удобренный мелодиями, красивыми быстрыми гитарными соло, клавишными и обычно high-pitched (с высоким и чистым голосом) вокалистом, этот вариант speed metal появился в середине 80-х, а точнее с выходом в 1987 г. очередного альбома Helloween. Линии соло-гитары и вокала здесь нередко диссонируют с основной инструментальной фактурой. Часто команды в процессе  своей  эволюции  отходили  от  speed metal или heavy metal и начинали  играть  power (например, тот же Helloween). Но почти все группы, играющие пауэр- и спид-метал, сочиняют и классические среднетемповые хэви-металлические вещи. Пpивилегию в этом стиле имеют  немецкие команды. Лирика – обычно на фэнтэзийные темы, по мотивам древних легенд, о любви, т.е. более "жизнеутверждающая". Часто пауэр-металлисты обращаются к балладам и инструментальным вещам с большой долью клавишных.

Одной из ветвей пауэр-маталла является мелодичный металл (melodic power metal), отличающийся повышенной ролью клавишных, менее жестким саундом, часто более быстрым темпом (Rhapsody, Nightwish). Также как развитие стиля выделяют  прогрессив (progressive metal). Им можно назвать тяжелую металлическую музыку, сложную по структуре и ритмическому рисунку, технично сыгранную, подразумевающую виртуозность исполнителей, обилие клавишных аранжировок (Dream Theatre).

 

Лучшие группы:

HELLOWEEN (Германия) – с 1987 г.

GAMMA RAY (Германия)

BLIND GUARDIAN (Германия)

EDGUY (Германия)

HAMMERFALL (Швеция)

STRATOVARIUS (Финляндия)

VIRGIN STEELE (США) – с 1993 г.

ANGRA (Бразилия)

RHAPSODY (Италия)

 

 

 

 

ТРЭШ (THRASH METAL)

 

По  сравнению с вышеупомянутыми стилями это был большой шаг вперед в  экстpемальности  музыки.  Тpэш  представляет собой жуткую смесь из предыдущих форм металла (хэви, спид), панка/хаpдкоpа (punk, hardcore) и,  возможно,  чего-либо еще. Основой тpэша является pитм-гитара, и особого внимания  вокальному  мастерству  тут  не уделяется. Часто вокал типа growling или брутальный (brutal). Главное, как и в панке, здесь - дpайв, энергетика, мощь и иногда техничность.

Лирика стиля – "тяжелая", как и саунд; в основном исследуются "трудные" темы: смерть в разных видах (на первом плане!), война, суицид, сумасшествие, внутренний мир человека, ненависть, насилие, безысходность... Здесь не найти глупых песенок о любви, как в хард-роке и даже в хэви-металле. Обложки альбомов демонстрируют могильные кресты, кровь, черепа и т.п., т.е. символику смерти.

Первоочередная заслуга в формировании трэша принадлежит американским музыкантам (большинство из них - уроженцы Калифорнии), которым пришелся по душе британский хэви-метал. Восторженные отзывы о Новой волне британского хэви-метал (НВБХМ) просачивались в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового света на пластинках. Кое-кто из молодых исполнителей (среди которых - Ларс Ульрих, будущий барабанщик Metallica) ездил в Британию набираться опыта. Конечно, у американцев были и "родные" источники влияния - например, хардкор. Американцы не смогли, да и не пытались полностью воссоздать достаточно отточенный и благородный саунд британского хэви. Они привнесли в звучание изрядную долю сырости, грубости и ярости, а в сам дух металла - ноту трагичности.

Имидж трэш-музыкантов сродни корням - хэви-металлу – но здесь меньше места коже, почти нет спандексов (spandex) – обтягивающих кожаных "джинсов", рок-н-ролльные сапоги заменили кроссовки, нет и грима, зато длинные волосы здесь еще более почитаемы. Трэш – мужская музыка, которую играют мужчины и для мужчин, он редко нравится прекрасному полу (разве что Metallica).

Для трэша характерны жесткие, лапидарные риффы баса и гитары, "инфернальные" тритоновые обороты. Темп в трэше, как и в спид-метале, колеблется от среднего до очень быстрого. Типичным признаком трэша является интенсивное басово-гитарное тремоло (как правило, по полуприжатым струнам, что дает множество шумовых призвуков), характерные быстрые чисто трэшевые риффы и ритмический унисон с глухими пулеметными очередями двух бочек (отсюда, собственно и название стиля: от англ. "to thrash" - молотить, разрушать). Часто ритм меняется, причем, как кажется неподготовленному слушателю, бессистемно. На каждый такт вещи зачастую приходится совершенно одинаковый звук ударных, что действительно напоминает простую "долбежку". Но, вообще, трэшевики отнюдь не чужды различных "красот" (вспомним квази-лютневые переборы акустической гитары и "барочные" гитарные соло у Metallica). К тому же, им удалось удачно переосмыслить предложенные Новой волной британского хэви-метал развернутые композиционные структуры, наполнив их еще большей импульсивностью и динамичностью. Некоторые трэш-группы создают красивые уникальные мелодии, звучащие грозно, "страшно", но, в то же время, патетично, даже выпускают медленные лирические песни – баллады – правда, естественно, очень тяжелые по сравнению с медляками хэви, красивые инструментальные вещи (Metallica, Kreator, Annihilator). Впрочем, в отличие от Metallica, Megadeth, Annihilator, далеко не все группы увлекались подобными изысками, большинство же играет достаточно однообразный и немелодичный трэш, часто даже не утруждая себя рифмованием текста песен; слова не поются, а выкрикиваются, так что отсутствует прямая связь "вокала" и аккомпанемента (Slayer, ранний Kreator). Почему-то теперь стало немодным  играть в песнях красивые  и  запоминающиеся  соло  на  гитаре, сочинять мелодии, что  сказывается на качестве предлагаемого материала. Однако роль трэш-метала для дальнейшего развития интернациональной "ортодоксальной" и "альтернативной" метал-сцены трудно переоценить. Одно из направлений трэша - гриндкор (grindcore) -  гипертрофированно утяжеленный и убыстренный гитарный хаpдкоp, с ревущим вокалом и сумасшедшим ритмом; быстрая  музыка, короткие  песни,  дикий  ритм, ревущий вокал; отцы-основатели  -  Napalm  Death. Выделяют также техно-трэш (techno-thrash), трэшкор (thrashcore). Дальнейшим развитием трэша можно считать дэт-металл (death-metal), к которому я бы (да простят меня поклонники этих стилей!), отнес и некоторые "особо тяжкие" трэш-группы вроде Sepultura.

 

Лучшие группы:

METALLICA (США)

MEGADETH (США)

KREATOR (Германия)

ANNIHILATOR (Канада)

TESTAMENT (США)

WHIPLASH (США)

 

 

 

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕТАЛЛ (INDUSTRIAL METAL)

 

В начале 80-х на стыке электронного пост-панка, хэви-метал и академического авангарда зародилось такое интересное направление, как индастриэл (industrial). Музыкантов привлекла звуковая реальность современной урбанистической эпохи, величие, упорядоченность и слаженность работы сложных механизмов и издаваемых ими через равные промежутки времени уникальных звуков. Первые "металлические" индустриальщики (а существовал и чисто электронный индастриэл) опирались на возможности синтезаторного моделирования музыкальных и немузыкальных звуков, пропускали гитарный звук и вокал через всевозможные "искажатели" (дисторшн, овердрайв, компрессор и др.), применяли электронные ударные и драм-машины, микшировали индустриальный саунд с хэви-риффами, механистичными техно-ритмами, звуками, полученными путем манипуляций с магнитофонной пленкой. Активно использовались методы сэмплирования натуральных звучаний (в том числе сделанных в реальных "промышленных" условиях). Степень жесткости саунда могла варьироваться от предельной "милитаризированности" (Ministry) до эмбиентных "звуковых пейзажей" (Coil).

Индастриал стал одним из ведущих стилей "альтернативной" музыки второй половины 80-х - 90-х гг. Постепенно значение термина утрачивает свой первоначальный смысл "механизированности", и индустриальным металлом называют музыку с очень простыми гитарными риффами (игры на заглушенных струнах нет), постоянно и технично повторяющимися, и электронными эффектами, не похожими на звучание обычных инструментов, создаваемыми с помощью синтезаторов или компьютеров, которые не дополняют мелодический рисунок вещи, а находятся как бы вовне его, отдельно (Rammstein) или же просто создают достаточно грубый фон, "подкладку" под вокал (Marilyn Manson). Ударные звучат, как ритм-машина; сбивок, импровизации мало.

Лирика песен, вокал, стилистика заимствуются из любых других стилей.

 

Лучшие группы:

RAMMSTEIN (Германия)

MARILYN MANSON (США)

 

 

 

 

ГОТИК-МЕТАЛ (GOTHIC METAL)

 

Название стиля происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Следует отметить, впрочем, что на музыкантов в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая, а, скорее, "готический" ("черный") роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил.

Готика, сама по себе, музыка медленная, грустно-мрачная и не металлическая, исполняемая на классических инструментах, клавишных, акустических гитарах. Готик-метал pодился в середине 90-х, когда многие группы решили играть готику в металлическом ключе, наполнив ее тяжелыми гитарными риффами (Wish, Gathering, Lacrimosa).

Используется чистый вокал, нередко женский (женский бэк-вокал опционален, но обычно присутствует). Иногда это может быть облегченный гpоулинг (хриплый полуpев) и даже брутальный вокал. Линия вокала тянущаяся, темп песен в основном очень медленный. Повсеместно используются клавишные и классические инструменты (часто смычковые), хотя примоченные гитары выполняют ведущую роль, создавая металлическую "тяжесть". Песни часто просто завораживающе красивы (хотя иногда и какой-то дьявольской красотой).

В лирике больше характерны оттенки меланхолии и депрессии. Песни о внутреннем мире человека, поиске себя, ушедшей любви; философия, мрачный пафос, сосредоточенная скорбь, депрессия, отрешенность, псевдосуицидальная экзальтация, любовь и смерть, уход в иные миры... Обложки альбомов сюрреалистичны и спокойны, часто в черно-белых тонах.

Для поклонников этого стиля характерна особая идеология и стиль жизни, особое мироощущение (романтично-депрессивный взгляд на жизнь, замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная  ранимость, мизантропия, утонченное  чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному, неприятие стереотипов, стандартов  поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом,  изолированность от него), отличительный прикид (напоминающий средневековые одежды: куртки с рукавами на шнурках, рваные сетчатые колготки, кружева и т.д.; все готы носят черные одежды), макияж (крашеные в черный цвет волосы, ногти и губы, так же подведенные глаза). На данный момент готика представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и "готической" литературой, живописью, кино, следуют "готической" моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д. Как ни странно, самые благодарные слушатели готики – девушки.

 

Лучшие группы:

LACRIMOSA (Швейцария)

LACRIMAS PROFUNDERE

DREAMS OF SANITY

DEAD CAN DANCE (Австралия)

PARADISE LOST (Англия)

LAKE OF TEARS

THERION

MOONSPELL (Португалия)

 

 

 

 

ДЭТ-МЕТАЛ (DEATH METAL)

 

Еще один шаг в экстpемальности и бpyтальности музыки; стиль зародился в конце 80-х.  Очень быстрая,  немелодичная  (мотив песни, рифма, четкий постоянный ритм отсутствуют) "музыка"  с  характерным "рычащим"  или "ревущим" (брутальным) вокалом, выкрикивающим слова под "ковыряние" в очень низко настроенных гитарах и сумасшествие ударных; дальнейшее развитие самой тяжелой версии трэша. Пеpвая дэт-гpyппа - собственно Death (отец-основатель - Чак Шульдинер (Chuck  Schuldiner), недавно скончавшийся).

Лирика – трэшевая, но еще более "тяжелая"; присутствуют также сатанизм, каннибализм, некрофилия.

 

"Лучшие" группы:

DEATH (США)

CANNIBAL CORPSE

EDGE OF SANITY (Швеция)

 

 

 

 

ДУМ-МЕТАЛ (DOOM METAL)

 

Считается, что "истинный", "настоящий" doom - это группы, ориентированные на

музыку 70-х годов, а именно Black Sabbath-клоны и продолжатели их дела.

Однако, сейчас его трактуют гораздо шире, применяя термин дум-метал к современным группам, использующим невысокую скорость музыкального изложения и имеющим характерные отличительные черты:

1) Тягучая тяжелая музыка, своеобразный замедленный эквивалент death metal.

2) Готические гармонии (хотя и не всегда).

3) Дэтовый вокал, в то же время с небольшой тягой в "пение" - тенденция, которая

привела практически к чистому вокалу. Или наоборот "чистое" пение - мужское или

женское (или в сочетании).

4) Тексты, ориентированные на описание депрессивных состояний, отчаяния, боли и т.д., т.е. лирика ближе к готике, чем к дэту.

 

Лучшие группы:

AMORPHIS (Финляндия)

TIAMAT – 1991 г.

CREMATORY

PARADISE LOST (Англия) – 1991 г.

 

 

 

 

БЛЭК-МЕТАЛ (BLACK METAL)

 

Собственно  не  только  сам  стиль,  но и его название  пошло  от английской группы Venom. Блэк - очень  быстрая,  с  характерными  "дикими" барабанами, гитарой и вокалом (полyвизжащий) "музыка".

Этот стиль вышел за пределы каких-либо рамок, он их просто разорвал: применение всевозможных инструментов, классических вставок и прочего создает свою неповторимую атмосферу, однако это весьма жесткая, хаотичная и немелодичная "музыка". Гpуппы первого легиона - Venom, Celtic Frost, Bathory.

Хаpактеpные признаки блэка:

1. Вокал. В нем присутствуют определенные нотки издевательства, в выражении голоса, это - самый стойкий признак стиля; "пугающий голос" (grimy voice). Голос вокалиста может быть, как и в дэте, пропущен через электронные примочки (гормонайзеры) для получения еще большей брутальности. Мотив, рифма часто отсутствуют.

2. Баpабаны. Паpтия ударных строится как наложение ударов палками на очень

быструю, почти непрерывную долбежку бочек.

3. Гитаpа. Хаpактеpный прием - тpемолиpование всех нот, каких только

можно (т.е. допустим везде вместо 1/2 играется 8 раз по 1/16). Гитаpа с суперэкстремальным дистоpшеном, может еще с компpессоpом, отчего иногда может возникнуть впечатление pадиопомех, мешающих слушать гитару, на самом деле это просто так затихают предыдущие ноты.

4. Саунд. Менее монолитный и более четкий по сравнению с дэтом,

гитара не сливается с басом, как правило, высокие частоты не обрезаны.

5. Идеология. Истинный (true) блэк-метал противопоставляет себя христианству, исповедует сатанизм или язычество. В отличие от многих остальных стилей, здесь слова не расходятся с делом, "музыканты" несут идеи в массы не только в песнях. Совершаются поджоги церквей, убийства священнослужителей, самоубийства (особенно подобные мероприятия распространены в Норвегии, которая в  настоящее время является центром современного блэка, в этом отметились группы Mayhem, Emperor, Burzum и др.).

Обложки альбомов блэкушников изобилуют изображениями всевозможных природных ландшафтов и диких животных, чаще всего изображенных в темное время суток: снег, горы, леса, луна, море, туман, волки, козлы. Большое внимание уделяется имиджу, который часто отличает блэк-исполнителей от музыкантов других стилей. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях, хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска "под труп"); тонны гвоздей на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; "дьявольские" черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен; всевозможные амулеты. У групп, воспевающих древних богов, язычество, присутствуют элементы национальных костюмов, имиджа древних воинов.

Дальнейшее развитие стиля – викинг метал (viking metal). Как ни странно, но этот стиль намного менее экстремален, чем блэк. Вокал не всегда брутальный, частое использование клавишных, темп средний, Отличительные его особенности - помпезность и напыщенность, высокая музыкальность, обязательное присутствие народных напевов, тексты на исторические темы, возвращающие к корням родного народа музыкантов. В основном это скандинавские группы (Falkenbach). Также существует симфо-блэк (simpho-black), - смягченный симфоническими аранжировками вариант блэка (Dimmu Borgir).

 

"Лучшие" группы:

BATHORY (Швеция)

BURZUM (Норвегия)

MAYHEM (Норвегия)

IMMORTAL (Норвегия)

DIMMU BORGIR (Норвегия)

 

 

В настоящее время наблюдается слияние всех новомодных стилей музыки – готики, дэта, блэка, дума; так, некоторые различают готик-дум (Paradise Lost, My Dying Bride), дум-блэк- или дарк метал (dark-metal) (Katatonia), дэт-блэк (Dark Tranquillity, In Flames, Hypocrisy) и др., хотя можно вполне обойтись и без столь подробной классификации и без труда определить принадлежность той или иной из вышеупомянутых групп к одному из основных стилей.


МОЯ ЛЮБИМАЯ МУЗЫКА

МОИ СТИХИ И ГИТАРНАЯ ИГРА

НАПИШИТЕ МНЕ ПИСЬМО!

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ENGLISH VERSION IS HERE

 



Hosted by uCoz